Полет на воздушном шаре - FREE FLIGHT

8 (985) 922-7927
fflight.ru
Подписаться на рассылку
Посмотреть все статьи >

Кто и что, где летает.
Слои, ярусы, эшелоны, зоны (коридоры)

О воздухоплавании

У лука есть слои, у людоеда есть слои. (с) Шрек


Судя по огромному количеству вопросов к статьям о «наковальне» и облаках «хорошей погоды», я начала немного не с того. Исправляюсь. Поговорим о том, что и кто, где летает. Сразу оговорюсь, картинки на разных языках, но там ничего непонятного для думающего человека нет. А некоторые настолько меня развеселили, что я не смогла удержаться и не вставить их ;)


Как говаривал незабвенный Шрек, много у чего есть слои, в том числе и у нашей атмосферы. Мы помним (а может, и нет) из природоведения и географии, что где-то там у нас над головой есть какие-то …сферы и …паузы. Перечислять их не буду, на картинках это и без перевода понятно. Нужны нам по тем темам, что я описываю, тропосфера и стратосфера.


Что такое тропосфера

Самое интересное разворачивается в тропосфере, где-то примерно до уровня тропопаузы, а это от 8 до 18 км над уровнем моря. Почему такой большой разброс высот?

Тропосфера - это постоянно меняющееся под действием разных факторов пространство. Внутри нее всё кипит и бурлит, т.е. идёт нормальная жизнь.
А вот это тоже очень интересно. От греческого τροπος — поворот, изменение - тропосфера - это постоянно меняющееся под действием разных факторов пространство. Основные влияния на неё оказывают солнце, внутренние процессы земли и наша жизнедеятельность. Внутри тропосферы всё кипит и бурлит, т.е. идёт нормальная жизнь.


«Тропопауза - слой атмосферы, в котором прекращается снижение температуры с высотой; переходный слой от тропосферы к стратосфере. В земной атмосфере тропопауза расположена на высотах от 8—12 км (над уровнем моря) в полярных районах и до 16—18 км над экватором. Высота тропопаузы зависит также от времени года (летом тропопауза расположена выше, чем зимой) и циклонической деятельности (в циклонах она ниже, а в антициклонах — выше)»
(с) Википедия.


Когда пассажиры спрашивают, не холодно ли будет наверху, я заявляю: «Прохладнее от силы на пару градусов», т.к. мы летаем в пределах 300–500 м.

От земли до тропопаузы температура воздуха планомерно понижается на 0,5 – 1 градус Цельсия каждые 100м. (И когда меня перед полётом на воздушном шаре пассажиры спрашивают, не холодно ли будет наверху, я со всей ответственностью заявляю: «Прохладнее от силы на пару градусов». Так как мы летаем в пределах 300 – 500 метров).


Где и как живут облака

Начнём с облаков. Они живут в тропосфере (за редким исключением). Облака как раз и являются «продуктами жизнедеятельности» этого пространства.

Облака как раз
и являются «продуктами жизнедеятельности» тропосферы
Под действием солнца вода на земле «вскипает» и испаряется, крыши домов и вспаханные поля очень быстро прогреваются – рождаются пар и восходящие потоки воздуха. Запускаются процессы образования облаков и приземного ветра.


Слои атмосферы Слои атмосферы

Для облаков в тропосфере тоже есть свои слои и называются они ярусы. Нижний, средний и верхний. Некоторые облака живут одновременно во всех, как наша любимая «наковальня». Но в основном облака имеют чётко определённые высоты своего пребывания и не заходят за их границы.


Если не сильно углубляться в подробности, то облака по ярусам будут делиться на капли воды в нижнем, льдинки, переохлажденные капли воды и снежинки в среднем и только льдинки в верхнем ярусе. Отсюда и их разная расцветка и плотность. Когда я буду рассказывать вам об облаках, я более подробно остановлюсь на каждом.


Воздушные суда. Кто, где и почему.

По сути у пространства, в котором перемещаются разного рода летательные аппараты, тоже есть слои. И они имеют более четкие границы. И обусловлены наличием кислорода. Чем более разряжен воздух, чем сложнее там «дышать», тем там холоднее и труднее двигаться.


Кто где летает Слои атмосферы

До 3 – 4 километров дышать можно спокойно (за редким исключением). Ни сильных перепадов давления, ни сверхмощных потоков воздуха, ни больших перепадов температуры. До 3 – 4 км дышать можно спокойно;
на уровне тропопаузы до 10 – 12 к дышать можно условно: кислорода недостаточно для полноценного дыхания
Вполне комфортно и, если подходить к полётам разумно, вполне безопасно. Там летает лёгкая и сверхлегкая авиация, открытые или негерметичные летательные аппараты – наши любимые воздушные шары и дирижабли, вертолёты, паралёты, планеры, парашютисты, «кукурузники» и пр.


Вот у этих летательных аппаратов и существуют коридоры и зоны, разрешённые для полётов. Воздушные суда, летающие из точки А в точку В, имеют «коридор» между этими точками. А летающие по воле ветра, пилотов-курсантов или пассажиров-туристов имеют строго ограниченные зоны.


На уровне тропопаузы до 10 – 12 километров дышать можно условно, т.е. кислорода, конечно, недостаточно для полноценного дыхания, а так же горения, но если его «взять с собой», то вполне можно выжить. И ещё есть за что «цепляться» винтам.


Лирическое отступление

Если обобщить всю «большую» авиацию, то она делится на винтомоторную и на реактивную. Это как с автомобилями передний/задний привод, либо тянет, либо толкает. В авиации винт тянет, а струя толкает. Соответственно пока атмосфера довольно плотная и есть за что «цепляться» винтам – летает винтомоторная авиация, как только воздух настолько разряжен, что «цепляться» не за что, мы используем реактивную тягу, которая «толкает» нас за счет выброса «рабочего вещества». Ну как Врунгель и шампанское – помните?


Для рейсовых, транспортных самолётов, «чартеров» придуманы эшелоны (регламент интервалов по высоте и расстоянию между судами)


Вот тут и летают рейсовые и транспортные самолёты, «чартеры». Для них-то и придуманы эшелоны, это строго регламентированные интервалы по высоте и расстоянию между находящимися в полёте воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и возможных аварийных ситуаций.


А ещё там летают всякие рекордсмены-парашютисты и планеристы - высотники.

Ну и наши бравые рекордсмены - воздухоплаватели. На фото - Леонид Тюхтяев и Станислав Федоров.



А дальше уже стратосфера. Ни дышать там невозможно, ни спастись от лютого холода. Туда забираются только метео- и радиозонды, да всякие реактивные самолёты.



(с) Грохольская Екатерина